Приглашаем Вас принять участие в опросе. Пожалуйста, отметьте варианты тех семинаров, которые будут интересны лично вам. Вы так же можете оставить контактные данные, и тогда мы вам обязательно сообщим о времени и месте проведения интересующего вас семинара.

 

Правила парусных гонок
Тактика парусных гонок
Настройка яхты
Метеорология
Протесты
 
Свой вариант
Имя
E-mail
 

Настройка шпринта оптимиста. Как это правильно делать?

22.04.2014

Если вы ходите на Оптимисте, то одно из самых первых, чему нужно научиться – это настраивать шпринт «по погоде». В основном шпринт должен стоять достаточно жёстко , чтобы в верхней части паруса не было горизонтальных морщин, но и без перебора натяжения, чтобы не появлялись морщины параллельно шпринту. Это означает, что с увеличением ветра натяжение шпринта должно быть тоже увеличено. Но не всегда, поскольку, как и почти во всём остальном в парусном спорте, одного простого решения в настройке шпринта – нет. Поэтому, чтобы лучше разобраться в тонкостях настройки шпринта – мы сначала рассмотрим настройку на острый курс, а затем на полный.

Настройка шпринта в лавировку.
При плавании острым курсом натяжение шпринта должно увеличиваться по мере увеличения силы ветра, однако если ветер слишком сильный и вы уже не можете откренить яхту, то шпринт следует наоборот ослабить, так как важнее всего и «быстрее» идти на оптимисте на ровном киле. Уменьшение натяжения шпринта, увеличивает твист паруса и расслабляет его заднюю шкаторину, разворачивая её на подетер, тем самым уменьшая давление на весь парус в целом. Соответственно, яхта будет меньше крениться. Да, в этой ситуации вам не удастся похвастаться самой «красивой» формой паруса, но зато вы будете иметь самую «правильную» и «быструю» форму для сильного ветра.

Но что именно происходит при изменении натяжения шпринта в других ветровых условиях, когда не нужно сбрасывать давление с паруса? Одна американская команда провела серию тестов, что бы разобраться с этим. И они выяснили, что натяжение шпринта немного уплощает парус и также сдвигает пузо паруса немного в корму, но больше всего натяжение шпринта влияет на заднюю шкаторину. Чем сильнее набит шпринт, тем задняя шкаторина более прямая и закрытая. Ослабление шпринта – открывает заднюю шкаторину и разворачивает верх пруса.

Фотографии ниже иллюстрируют сказанное выше. Справа сильно набитый шпринт, слева – слабо.

Sprit tension

Как влияет натяжение задней шкаторины на скорость? С одной стороны сильное натяжение задней шкаторины даёт крутизну хода, но одновременно такой парус становится менее «мощным» и, например, в волну яхта пойдёт медленнее. С другой стороны, парус с менее набитой задней шкаториной не позволит яхте идти круто, но зато он будет иметь больше «мощности». Таким образом, в общем, можно сказать, что на спокойной воде, где тормозящих факторов практически нет, лучше иметь более набитую заднюю шкаторину, чем при плавании в волну.

Важно помнить, что натяжение задней шкаторины также может быть отрегулировано гикашкотом, однако, не стоит забывать, что при натяжении гикашкота гик двигается ближе к диаметральной плоскости яхты, что не очень хорошо с точки зрения общей настройки яхты. Поэтому натяжение задней шкаторины лучше всего контролировать и устанавливать именно с помощью шпринта.

Какое же натяжение задней шкаторины самое лучшее для лавировки? Базовая настройка и общее правило говорят о том, что верхняя лата паруса должна быть параллельна оси яхты. Три фотографии ниже иллюстрируют это, но на этот раз камера смотрит не в гик, а в ДП яхты. Фотография слева показывает слишком расслабленную заднюю шкаторину для этих условий, в результате чего парус сильно развёрнут и верхняя лата смотрит на подветер. На фотографии посередине всё установлено правильно и верхняя лата параллельна оси яхты. На правой фотографии задняя шкаторина перебита, в результате чего задняя шкаторина зарыта и верхняя лата направлена на ветер. Также закрытость шкаторины можно определять по колдунчику, расположенному на конце верхней латы. Если он скрылся на подветре, то с очень большой вероятностью шкаторина слишком закрыта. И конечно не стоит забывать, что при изменении ветровых условий нам под них придётся изменять настройку и натяжение задней шкаторины.

Leech tension

Настройка шпринта на полный курс.
С точки зрения основных принципов настройки шпринта плавание полным курсом очень похоже на плавание в лавировку – чем сильнее ветер, тем сильнее нужно набивать шпринт. Но возникают вопросы: всегда ли это утверждение справедливо, и какое натяжение правильное? Для яхт с одним единственным парусом, а Оптимитст из их числа, при плавании полным курсом задняя шкаторина должна быть свободной, но не сильно вываленной на подветер. Лучше всего выставлять парус так, чтобы ветер мог плавно обтекать парус и стекать с задней шкаторины. Если задняя шкаторина будет перебита, то она перекроет «выход» ветру, и вы не сможете идти так быстро как могли бы, а если шкаторина будет слишком расслаблена, то это приведёт к тому, что яхта, хоть и будет идти быстрее, но будет крайне не устойчива. Поэтому, в настройке задней шкаторины надо искать разумный компромисс. Хорошим ориентиром хорошей настройки задней шкаторины является её поведение при плавании на волне: верхняя лата должна быть примерно параллельно гику, и вся шкаторина вместе со всеми латами должна слегка «дышать» и делать это как единое целое. Если латы живут отдельной жизнью относительно шкаторины, то вероятно она слишком расслаблена, если шкаторина никак не реагирует на волну – вероятно, она перебита.

А как насчёт гик-оттяжки? Ведь она же тоже влияет на натяжение задней шкаторины? Правильный ответ – да, гик-оттяжка действительно влияет на натяжение задней шкаторины, но по-другому, не так как шпринт. Гик-оттяжкой можно только грубо выставить натяжение шкаторины, основное её влияние – твист и разворот задней шкаторины. Разворот задней шкаторины должен быть плавным и не очень большим. Если нижняя часть паруса не дотравлена, а верхняя часть уже стоит хорошо – гик оттяжку нужно добрать. Если верх паруса стоит практически на одной линии с низом, то гик-оттяжку следует потравить, тем самым открыв и немного расслабив шкаторину.
Три фотографии ниже иллюстрируют, как меняется натяжение задней шкаторины и форма паруса в целом при изменении натяжения шпринта, натяжение гик-оттяжки при этом постоянно. На фото слева шпринт недобит, и верхняя лата вывалилась на подветер. На средней фотографии шпринт набит правильно и задняя шкаторина «дышит» и работает как единое целое. На фото справа шпринт перебит, задняя шкаторина слишком закрыта и верхняя лата смотрит на наветер.

Fordewind Sprit tension

На следующем фото внизу шпринт установлен правильно, но гик-оттяжка недобита. Соответственно при правильной установке верха паруса, парус получается сильно скрученным и с недотравленным низом. Чтобы выставить весь парус правильно, нужно сохранить установку верха, уменьшить скрученность паруса и потравить гик, то есть –добить гик-оттяжку.

Vang Tension

Несколько советов от North Sails.
Очень сложно оценить натяжение задней шкаторины и настройку паруса в целом, находясь в яхте. Гораздо проще делать это со стороны: из катера тренера или с другой яхты. Именно поэтому нужно много тренироваться с тренером, что бы запомнить как выглядит «правильная» настройка паруса, изнутри лодки. Также, когда вы нашли свою скорость, всегда имеет смысл запомнить/записать «быстрые» настройки яхты. Один из самых простых способов — это просто поставить марки прямо на рангоуте. Тогда, как минимум, вы всегда сможете повторить и восстановить настройку, например, после огибания верхнего знака у вас не будет вопросов, на сколько потравить шпринт, а перед огибанием нижнего знака, непосредственно перед знаком, вы будете иметь возможность сразу выставить правильную лавировочную настройку и не думать об этом после огибания. Если в течение дня условия не меняются, такой подход позволит вам не терять драгоценного времени на перестроения и поиск нужных настроек.
И последнее: Не отчаивайтесь, если наработка настроек займёт у вас много времени, главное – это то, что вы работаете в правильном направлении, и если вы хотите стать самым лучшим спортсменом, то придётся учиться, работать и искать свою скорость всю жизнь. А что бы это было легко и увлекательно заниматься этим надо с удовольствием.
Good luck and have fun sailing!

По материалам NorthOneDesign. Оригинал статьи здесь.